Особенности аудита туристической деятельности


Аудит индустрии туризма на сегодня один из самых популярных, поскольку эта сфера быстро развивается, соответственно, постоянно растет количество компаний, предоставляющих такие услуги. Об аудите в этой сфере в основном заходит речь, когда возникает необходимость привлечь дополнительные инвестиции, заинтересовать инвесторов или получить банковский заем или кредиты для индивидуальных предпринимателей.

Также финансовый аудит проводят, если таковой предусмотрен уставом компании. В таком случае он носит периодический характер — может быть ежегодный, ежеквартальный т.д. Традиционно, аудит-услуги руководители туристических компаний заказывают для проверки финансовой отчетности, поиска в ней ошибок, перед ожидаемой налоговой проверкой (своевременно и качественно проведенный аудит может свести на нет риск найденных налоговой нарушений). Грамотно проведенный аудит поможет руководству принимать нужные решения, минимизирует риски ведения бизнеса. Эффективность всего дальнейшего менеджмента зависит от качества проведенного аудита.

Финансовый аудит турфирмы начинается с общего знакомства с организацией. Первым делом аудиторы проверяют наличие лицензии на осуществление деятельности как международной, так и в пределах РФ. Аудиторы знакомятся с учредительными документами, изучают структуру организации, особенности учетной политики, анализируют порядок формирования уставного капитала, механизм распределения прибыли, исследуют внутреннюю документацию. Если фирма занимается международной деятельностью, то у нее должен быть открыт валютный счет.

Что касается бухгалтерской отчетности, то затраты на лицензирование права осуществления туристической деятельности отображаются на счетах: дебет 04 «Нематериальные активы» и кредит 51 «Расчетный счет».

Предметом договора между турфирмой и клиентом есть услуга по продаже путевки. Поэтому и особенностью аудита туристических организаций является проверка правильного формирования стоимости услуг туристу, т.е. путевок. Эта стоимость зависит от вида туризма. Туризм может быть внутренний, когда турист проживает в РФ и путешествует по РФ; выездной, когда гражданин РФ путешествует за границу РФ, и въездной — это путешествия в пределах РФ туристами, не проживающих постоянно в РФ. Любой из видов туризма оформляется с помощью путевки, в которой указаны все услуги и их стоимость.

Клиент покупает путевку, которая является своеобразным набором прав туриста получить услуги в оговоренных месте и времени. Оборот по реализации такой «продукции» туристической фирмы отображается в том отчетном периоде, в котором произошла продажа путевки. Расходы и доходы от такой деятельности отображаются на счетах: дебет 20 «Основное производство» и кредит счета 46 «Реализация продукции». Показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (код строки 010 «Выручка (валовой доход ) от реализации продукции (работ, услуг)).

Есть еще вариант, когда турфирма продает не свои путевки, а перепродает набор услуг, которые предоставляет другая туристическая фирма. В таком случае купленная у другой турфирмы путевка отображается на счету 41 «Товары», а затем к ней добавляют свою наценку и реализуют по новой цене. В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (строка 010) показывают валовой доход, что является суммой полученных торговых наценок. А выручка от реализации «продукта» отображается по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», строка 101 «Реализация товаров в продажных ценах» формы № 2 (полный товарооборот).

Существует и третий вариант, когда турфирма не покупает путевки в другой турфирмы, а предоставляет посреднические услуги за определенное вознаграждение от фирмы-владельца путевки. Эта награда отображается по кредиту счета 46 «Реализация товаров (работ, услуг)», строка 010 формы 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Особое внимание при финансовой проверке необходимо обратить на льготы по НДС потому, что не все турфирмы могут ими пользоваться.
В общем, цель финансового аудита туристических фирм — это не только проверка на законность финансовой деятельности, но и максимально точное формирование финансового результата. Поэтому такие проверки очень важны для стратегического развития фирм, расчета ожидаемой выгоды и совпадении ее с полученной в реальности.




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика