Роль нематериальных активов (НМА) в капитале компании


Человеку свойственен интеллектуальный капитал (ИК). Нематериальные активы – это интеллектуальный ресурс в виде интеллектуального капитала. ИК — это НМА, усиливающие конкурентные характеристики компании.

Состав ИК:

  • активы человеческие;
  • активы рыночные;
  • активы инфраструктурные.

Активы человеческие – совокупность знаний коллектива компании, умения, знания, лидерство, навыки предпринимательства и управления. Оценку актива предприятия отражает его цена на рынке (эффективном). Однако рынки интеллектуальных факторов не являются таковыми. Следует отметить, что не все активы интеллекта служат объектами коммерческого оборота.

Ряд экспертов считают, что интеллектуальный капитал компании равен разнице между рыночной и балансовой стоимостью компании. Такое определение справедливо для развитых рынков, но оно не учитывает факторов: неполная информация, степень ожиданий инвесторов.

На рынке РФ фирмы могут вообще не иметь рыночной стоимости. Оценка НМА по балансовой стоимости в РФ затруднена тем, что в бухгалтерских статьях баланса предприятий не обозначены НМА. Механизм учетной политики, действующий в РФ, не позволяет относить расходы к НМА (например, реклама).  Наиболее приемлемым вариантом стоимостной оценки нематериальных активов фирмы является затратный подход,

На современном рынке ИК — важнейший капитал, находящийся в основе любого бизнеса. Его главная функция — ускорение прироста прибыли за счет знаний, обеспечивающих высокоэффективную деятельность, систему управления. ИК — это система преимуществ на рынке, составляющими частями которой являются капиталы: человеческий, структурный, клиентский.

Человеческий капитал — знания, способности, опыт персонала. Структурный капитал — все, что остается на предприятии при отсутствии персонала на рабочих местах (информационные системы, инструкции, стандарты, и т. д.). Клиентский капитал — это система отношений предприятия со своими покупателями, клиентами.

Функции ИК:

  • развитие ИС;
  • развитие креативного мышления персонала;
  • выделение интеллектуального центра.

Формы материализации ИК — лицензии, патенты, модели, ноу-хау и т.д. Системообразующим элементом движения ИК является наука. База для формирования ИК – персонал. Характеристики персонала, необходимого для развития интеллектуального капитала:

  • воспитание, природные свойства;
  • уровень квалификации, профессиональная подготовка.

Носители ИК — профессионалы, обладающие способностями, оптимальная оценка которых возможна в условиях рынка. Существование ИК как экономической категории возможно в рыночной экономике. Следует отметить, что обесценивание и износ интеллектуального происходит иначе, чем у материальных активов. С увеличением возраста работника ценность его знаний (ценность НМА) возрастает, в то время как материальный актив с течением времени увеличивает износ, тем самым снижая ценность материального актива. Ориентировочно после 20 лет трудового стажа идет процесс обесценивания ИК. Амортизацию материального актива можно списать к концу срока эксплуатации, завершение трудового стажа работника не означает, что его знания обесценены.

Функции ИК: производственная, накопительная, стимулирующая, воспроизводственная, конкурентоспособность, влияние на рост экономики. Понятие «интеллектуальный капитал предприятия» руководители предприятий используют для привлечения инвесторов, создания имиджа компании, при сделках купли – продажи. В активах компании НМА – это активы, не связанные с материальным объектом, их называют активами типа гудвилл. Одним из показателей высокоинтеллектуального предприятия являются высокие котировки ценных бумаг на фондовом рынке.

В условиях современного рынка инвесторы, банки интересуются не только с бизнес-планами, но и отчетами об ИК. Эмиссия акций (ценных бумаг) является источником, продажа ценных бумаг на фондовом рынке являются источниками получения инвестиций. Рыночная оценка имущества компании зависит от степени капитализации компании, привлекательность акций – от ликвидности, доходности. Капитализация предприятия находится в прямой зависимости от НМА. Учитывая роль НМА в успехе бизнеса, оценка акций, других ценных бумаг в условиях современного рынка становится все более востребованной.




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика