Чем на самом деле занимаются менеджеры


Чем на самом деле занимаются менеджеры

Хотя о лидерстве и управлении сегодня не пишет только ленивый, доктор Генри Минцберг, профессор по менеджменту в McGill University, убежден, что по-настоящему серьезных работ, которые честно раскрывают все аспекты управленческой деятельности, крайне мало. В 1973 году Генри Минцберг опубликовал книгу «Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента», которая базировалась на его докторской диссертации в MIT, Sloan School of Management.

В этом исследовании делалась первая попытка показать, чем же на самом деле занимаются менеджеры. Сегодня же доктор Минцберг возвращается к любимой теме, написав книгу «Управление». На этот раз он наблюдал за рабочим днем 29-ти управленцев. Таким образом, он обнаружил, что работа среднестатистического менеджера переполнена стрессами и постоянными проблемами, а также очень в большой степени зависит от типа организации, в которой он работает.

В своем интервью Генри Минцберг объясняет природу мифов, которые окружают менеджеров.

— Вы утверждаете, что существует множество мифов, которые окружают менеджеров.

Самый большой миф — это сравнение менеджера с оперным дирижером. Сама по себе идея пьедестала, на котором стоит менеджер, и легким движением руки управляет десятками и сотнями людей. Это звучит очень красиво и почетно, но в реальности все совсем не так. Если использовать подобную ассоциацию, тогда управленец больше похож на дирижера во время репетиции — когда все идет совсем не так красиво и гладко, как на официальном выступлении. Питер Друкер когда-то говорил, что менеджер — это одновременно композитор и дирижер. Это очень привлекательная картинка. Но это также миф!

Если продолжать, то стоит отметить, что существует целый ряд качеств эффективного менеджера. Если собрать их вместе, то наберется никак не меньше 50-ти подобных качеств. Включите туда криптонит — и даже супермен сможет стать менеджером. Поэтому следует говорить, что менеджер — это простой человек. У всех нас есть те или иные недостатки. Но у менеджеров эти недостатки не мешают выполнять работу более или менее эффективно. Возможно, лучшими менеджерами будут просто здоровые люди, которые не слишком озабочены своим статусом.

— Утверждается, что менеджерам постоянно приходится сталкиваться с «прерываниями», что на них действуют сотни отвлекающих факторов. Действительно ли это так?

Да. Об этом я писал еще в своей прошлой докторской работе. Но до сих пор «прерывания» остаются основным вызовом для менеджеров. По сути, управление состоит из отвлекающих факторов. А современные технологии, такие как электронная почта и карманный компьютер, еще больше усложняют ситуацию.

— Какие можно дать несколько советов группе менеджеров, которые только начинают свою карьеру в новой для них роли? С чего им начать?

Будьте готовы! На ваши плечи упадет очень много отвлекающих факторов и будет очень много стресса. Вы можете выбрать три подхода к менеджменту: управление через информацию, через людей или через действия. Наконец, вы можете соединять их, но при этом вам нужно всегда понимать различия между ними.

— Вы упомянули о трех подходах. Объясните подробнее, чем они отличаются?

Управление — это способность влиять на действия. Менеджмент — это помощь организациям и бизнес-единицам достигать поставленных перед ними целей. Иногда менеджеры управляют действиями непосредственно. Они занимаются «тушением пожаров», руководят проектами, решают споры.

Если удалиться «на один шаг» — это будет управление людьми. Менеджеры работают с людьми, которые выполняют те или иные действия. Они мотивируют их, занимаются построением команды и способствуют созданию положительной культуры. Таким образом они достигают того, чтобы люди самостоятельно успешно выполняли нужные действия и тем самым повышали результативность компании.

Если же удалиться «на два шага» — тогда менеджеры будут руководить информацией, которая побуждает людей принимать решения и выполнять определенные действия. Сюда входит управление бюджетами, целями и делегирование задач. Сюда же входит и разработка организационной структуры и т.п.

Сегодня очень многие менеджеры занимаются управлением информацией — то, что еще называют «Приветствие в облаках». Люди сидят в своих офисах и считают себя очень умными, ведь они могут просто увеличить бюджет на 10% и заставить людей выполнять его, или уволиться из компании. Да — это очень просто. Моя внучка, которой сейчас 4 года — также может управлять таким способом. Повысьте продажи, а иначе вас уволят. Это худший вид управления через информацию.

— А какие есть альтернативы?

Единственная альтернатива — уделять больше внимания людям и действиям. Даже если вы управляете информацией, можно делать это, учитывая реалии на более низких уровнях. И ни в коем случае не стоит заниматься генерированием бессмысленных чисел, которые потом управляют судьбой ваших сотрудников.

 




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика