О несовершенстве законодательных основ аудиторской деятельности


В последнее время в области аудита определились положительные тенденции в законотворческой сфере. К наиболее конструктивным моментам этого процесса, следует отнести принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Вступление в силу нового закона совпало во времени с принятием поправок к Конституции РФ и официальной публикацией 21 января 2009 г. ее обновленного текста. Совместное прочтение этих законодательных актов свидетельствует о возникших противоречиях системных нарушений основного закона страны применительно к принятым условиям государственного регулирования аудиторской профессии.

К сожалению, имеются противоречия с правами и свободами личности, декларированными Конституцией Российской Федерации. Так, статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно распоряжаться собственными способностями к труду, самостоятельно выбирать род деятельности и профессию. До 2009 г. статус аудитора удостоверялся получением квалификационного аттестата. Новым законом созданы дополнительные барьеры для начала профессии. В соответствии с четвёртой статьей нового закона, кроме квалификационного аттестата аудитора для ведения деятельности аудитора физическому лицу необходимо быть членом организации аудиторов, для чего, в свою очередь, наряду с безупречной деловой (профессиональной) репутацией, необходимо уплачивать определённые членские взносы, в том числе и взносы в компенсационный фонд, числиться в реестре аудиторов, работать в аудиторской организации исключительно по трудовому договору.

То есть, здесь речь идет об административных ограничениях на профессиональную деятельность, практически не связанных с изначально декларируемой целью изменения законодательства – повысить качество аудита.

Как гласит статья 30 Конституции РФ никто не должен быть принуждаем к вступлению в любое объединение или нахождение в нем. Однако членство в организации для аудитора теперь является обязательным, без которого невозможно осуществлять профессиональную деятельность. Не является однозначной на соответствие Конституции Российской Федерации законодательная норма, что такое аудиторская организация, а сам аудитор может являться членом нескольких или только одной организации.

Само по себе обязательное членство создает дополнительные обременения, которые можно классифицировать как излишние административные препоны, а именно: получение рекомендаций от трех других аудиторов для вхождения в саморегулируемую организацию. Не работающий в аудиторской организации специалист будет испытывать затруднения при выполнении этого условия; обязательное внесение взносов в общий компенсационный фонд, что создает двойное членство и, соответственно, «двойное обложение» членскими (и прочими) взносами и аудиторской организации, а также ее сотрудников; риск утраты статуса аудитора в силу ликвидации саморегулируемой организации или ее исключения из государственного реестра по инициативе регулирующего органа.

В период становления саморегулируемых организаций законодатель допускает возможность противоречий в сведениях реестров саморегулируемых организаций и государственного реестра. Как следует из статьи 19 «Об аудиторской деятельности», будут вестись не только реестр аудиторов и организаций, но и его контрольный экземпляр, причем оба – на бумажном и электронном носителях. Однако, при несоответствии между бумажными и электронными записями приоритет отдаётся записям на бумажном носителе. Никаких возможностей для перепроверки или уточнения весьма вероятных ошибок несоответствий закон не предусматривает.

Таким образом, законом не устраняется, а, наоборот, усиливается возможность ошибки, результатом которой станут: утрата статуса аудитора, и, как следствие – утрата права на профессию с даты исключения саморегулируемой организации, аудиторской организации или аудитора из государственного реестра. При этом вступить в другую саморегулируемую организацию нельзя, кроме случая принятия судебного иска об исключении таковой организации из общего государственного реестра либо случая исключения сведений из такового реестра. Однако в период подачи документов и их рассмотрения в другой саморегулируемой организации аудитор (аудиторская организация) будут не вправе производить аудиторскую деятельность.

Таким образом, вызывают озабоченность положения принятого закона «Об аудиторской деятельности», содержащие ограничения законного права человека на свободную реализацию способности к труду и самостоятельное обеспечение уровня жизни, позволяющего оказывать качественные услуги заинтересованным лицам.




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика