Особенности аудита отчетности торговых предприятий


На организацию проведения аудита отчетности предприятий торговли существенно влияют особенности их деятельности.

Предприниматель или предприятие, занимающееся торговой деятельностью обязано иметь разрешительные документы (патент, лицензию или сертификат).

Аудиторская проверка отчетности торговых предприятий предусматривает такие ее этапы:
1) аудит правовых аспектов ведения торговой деятельности;
2) аудит товарных операций;
3) аудит посреднических операций в торговле.

На первом этапе проверки аудитору необходимо определить соблюдения субъектом хозяйствования правовых основ ведения торговой деятельности. Аудитору необходимо проверить наличие лицензий, предоставляющих предприятию право на осуществление того либо иного вида торговой деятельности, а именно: торговлю лекарственными средствами, ветеринарными медикаментами, пестицидами, агрохимикатами, алкогольными и табачными изделиями и т.д.

Аудитору необходимо проверить наличие патентов на осуществление торговой деятельности за наличные средства, а путем визуальной проверки — установить соблюдение требований законодательства о размещении патентов для всеобщего обозрения. Особенность отражения в учете патентов заключается в том, что, согласно законодательству, стоимость патентов в налоговом учете уменьшает налог на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Аудиторская практика показывает, что нередки случаи, когда стоимость торговых патентов в бухгалтерском учете относится на расходы текущего периода, расходы на сбыт или административные расходы.

На втором этапе проверки аудитор проверяет правильность отражения в учете товарных операций, имеющих определенные особенности. К таким особенностям относятся:
— учет товарных запасов. Может осуществляться как по ценам продажи, так и по первоначальной стоимости;
— учет переоценки товарных запасов.

Особым этапом проверки торговых предприятий является аудит посреднических операций. Эта деятельность очень специфическая с точки зрения правового регулирования и налогообложения, влияет на постановку и организацию учета, так что аудиторскую проверку таких операций целесообразно осуществлять отдельно.

В процессе проверки аудитору необходимо тщательно проверить правильность составления посреднических договоров, уделить внимание определению предмета договора, сроку его действия и порядку оплаты по договору.

Аудиторскую проверку посреднической деятельности целесообразно проводить таким образом:
1) проверить документальное обеспечение принятия товаров на комиссию (сертификаты качества, гарантийные талоны, товарные ярлыки);
2) проверить правильность проведения переоценки комиссионного товара;
3) установить правомерность начисления процентов за хранение комиссионного товара, принятого от физического лица;
4) проверить правильность и сроки учета операций комиссионной торговли.

Аудит правовых аспектов ведения торговой деятельности, аудит товарных операций, аудит посреднических операций в торговле могут осуществляться как составляющие комплексного аудита финансовой отчетности, так и как специальные отдельные задания.

На основе утверждений администрации предприятия и изучения бизнеса предприятия аудитор должен определить основные этапы проверки, результаты которых позволят сделать выводы о достоверности информации, отраженной в финансовой отчетности. Методику аудита следует разрабатывать для каждого вида деятельности предприятий, учитывая специфику каждой отдельной отрасли.

 




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика