Особенности финансового аудита на морском транспорте


Любая отрасль финансовой деятельности является по-своему уникальной и наполненной своими, только ей характерными особенностями. Поэтому и требует специальных узконаправленных знаний, которыми обязаны обладать все без исключения специалисты, обслуживающие различные области работы.

На морском транспорте такая необходимость становится более выраженной в силу специфичности происходящих здесь финансовых процессов и коммерческих операций. По сути, здесь все «вращается» вокруг перемещения пассажиров и грузов, что называется одним точным и определяющим словом «перевозки». И поэтому конечный финансовый результат деятельности такого предприятия несомненно будет зависеть именно от объема осуществленных пассажирских перевозок и грузооборота.

Отмечая главную особенность финансового аудита на предприятиях водного транспорта, нужно сказать, что в процессе хозяйственного движения здесь не производятся новые вещи или товары, а происходит лишь перемещение результатов деятельности других отраслей экономики. Во-вторых, транспорт не является собственником предметов своего труда – все перевозимое имущество принадлежит отправителям или получателям. Ценообразование же осуществляется на основании заранее установленных тарифов, и учет транспортируемой продукции ведется в тонно-или пассажиро-километрах, отправленных тоннах грузооборота и количестве пассажиров.

При организации финансового учета следует понимать, что продукция морского транспорта не может накапливаться и откладываться в запас, а значит, его бесперебойная работа не может проходить без необходимых резервов, учета тоннажа и пропускной способности. По-другому также воспринимается здесь и отношение к средствам производства – в данной отрасли отсутствует сырье, которое имеет такое определяющее значение в промышленном производстве. И, конечно, неравномерность годового пользования транспорта (сезонность), подразумевающая обязательное наличие «сезонных пиков».

Большое значение в финансовой и хозяйственной деятельности морского транспорта играет величина тарифов (фрахт) на различные услуги, которые могут устанавливаться самостоятельно, исходя из анализа спроса и предложение, а также полученная прибыль, система налогообложения и себестоимость. Специфика самого понятия прибыли, к примеру, здесь заключается в ее определении. Данная величина представлена в виде разности между финансовыми поступлениями от работ по транспортировке и затратами на эксплуатацию. Основными же показателями себестоимости перевозок здесь, в первую очередь, являются зарплата, а также различные затраты на электроэнергию, ремонт флота, топливо и амортизация, что неудивительно, в виду постоянного движения основных фондов.

Поэтому, при организации, контроле и анализе финансовой деятельности предприятий морского транспорта, следует четко представлять себе развитие различных финансовых ситуаций, прогнозировать будущие экономические условия работы, осуществлять постановку оптимальных финансовых заданий и их обязательное выполнение, что позволит успешно справляться с основной задачей всей деятельности – получением прибыли.

 

Спонсор статьи: Проект Working-Papers предлагает бланки и образцы различных документов, таких, например, как доверенность на право подписи документов. Также на сайте можно найти рекомендации по составлению и заполнению такой документации. Причем все это — совершенно бесплатно!




Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика